Середина XIX века — один из интереснейших этапов становления пожарного дела в России и укрепления государственной пожарной охраны. С принятием в 1853 году «Нормального табеля состава пожарной части в городах» завершилось формирование организационной структуры профессиональной пожарной охраны. Её штат стал определятся в зависимости от численности населения в населенном пункте. Однако попытки обуздать огонь силами только профессионалов не приносили должного результата, необходимы были новые формы организации борьбы с огнем, в том числе и путем привлечения населения (общества) к борьбе с пожарами. Поэтому при городских самоуправлениях стали создаваться вольнонаемные и общественные пожарные команды или добровольные пожарные дружины. И вот в 1843 году в г. Осташков Тверской губернии по инициативе городского общества учреждена была первая общественная пожарная команда. Членами таких команд (дружин) становились рабочие, крестьяне, мелкие домовладельцы, ремесленники, которые кровно были заинтересованы в сохранении от огня своего имущества. К 1891 году количество пожарных обществ, команд и дружин в России составляло более 3000. В которых числилось свыше 84 тыс. человек. Идея создания общероссийского центра добровольной пожарной охраны возникла во время работы Всероссийской пожарной выставки, устроенной Русским техническим обществом в 1892 г. в г. Санкт-Петербурге, где одновременно с выставкой проходил первый съезд русских деятелей пожарной охраны.
Императорское Российское пожарное общество сыграло огромную роль в становлении и развитии пожарного добровольчества, а главное, в централизованном управлении им.
15 июня 1892 г. съезд русских деятелей пожарной охраны единодушно признал жизненно важным создание Пожарного общества, одобрив проект Устава Общества — этот день следует считать днем рождения Российского пожарного общества.
В 1893 г. было создано Соединенное Российское пожарное общество, сформирован и приступил к практической работе Совет Общества, председателем которого стал граф Шереметев А. Д.
В 1898 г. Российское пожарное общество стало Императорским, а почетным председателем стал Великий князь Владимир Александрович.
После его смерти (1909 г.), это дело на себя приняла его супруга Великая княгиня Мария Павловна, которая активно участвовала в работе Общества. Вторым председателем Общества был князь Львов А. Д.
Деятельность Общества носила многогранный характер.
В его задачи входило: принятие предупредительных мер, пресечение пожарных бедствий, помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, издание специальной литературы, организация и проведение пожарных выставок.
Основным источником финансирования деятельности совета Общества и добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов Общества, страховых компаний, деньги от лотерей, продажи пожарной техники.
Российское пожарное общество являлось фактически единственным в России центром по решению всех проблем, связанных с пожарами. Его усилиями удалось объединить многих деятелей пожарной охраны для решения насущных вопросов пожарной безопасности. Велика была заслуга Общества в расширении противопожарной пропаганды.
ИРПО просуществовало 27 лет. В 1919 году в силу нелояльности руководства Центрального совета общества к советской власти, ИРПО было ликвидировано, хотя структурные подразделения, добровольные пожарные формирования и команды сохранились практически во всех губерниях и волостях и существовали в период советской власти.
В советский период 14 июля 1960 года Совет Министров РСФСР принимает постановление об организации ВДПО, а в ноябре этого же года состоялась Учредительная конференция Всероссийского добровольного пожарного общества, которая приняла устав общества. ВДПО стало продолжателем традиций и деятельности российских пожарных добровольцев, которые были заложены, созданным в 1892 году Императорским Российским пожарным обществом.
В начале 90-х годов прошлого века социально-экономический кризис в стране резко сузил деятельность организаций ВДПО, но Всероссийское добровольное пожарное общество устояло, как организованная общественная сила, вносящая определенный вклад в дело борьбы с пожарным бедствием. Общество по прежнему является основным организатором общественных и добровольных противопожарных и аварийно-спасательных формирований в сельских населенных пунктах, малых городах и объектах на территории РФ, а в региональных отделениях сегодня максимально используют имеющиеся законодательные и иные возможности и ресурсы органов власти субъектов РФ и местного самоуправления для создания различных формирований ДПО.
Уфа и Башкортостан: Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский, Белорецк, Туймазы, Ишимбай, Кумертау, Сибай, Мелеуз, Белебей, Бирск, Учалы, Благовещенск, Дюртюли, Янаул, Давлеканово, Чишмы, Приютово, Раевский, Баймак, Межгорье, Иглино, Агидель, Кандры, Красноусольский, Чекмагуш, Месягутово, Буздяк, Серафимовский, Кушнаренково, Толбазы и др).
Статья 13. Насосные станции
1. Выбор типа пожарных насосных агрегатов и количества рабочих агрегатов надлежит производить на основе возможности обеспечения их совместной работы, максимальных требуемых значений рабочих расхода и давления.
2. В зависимости от требуемого расхода могут использоваться один или несколько основных рабочих насосных агрегатов. При любом количестве рабочих агрегатов в насосной установке должен быть предусмотрен один резервный насосный агрегат, который должен соответствовать рабочему агрегату с максимальным расходом и давлением подачи. Резервный насосный агрегат должен автоматически включаться при аварийном отключении или несрабатывании любого из основных насосных агрегатов.
3. В насосных установках могут применяться открытые или защищенные электродвигатели, которые должны быть заземлены, а также иметь защиту от токов перегрузки и повышения температуры. Защита от токов перегрузки и повышения температуры должна предусматриваться только для основного рабочего пожарного насоса. Если в процессе тушения пожара происходит переключение с основного рабочего пожарного насоса на резервный из-за токовых и температурных перегрузок, то в этом случае защита от перегрузок резервного пожарного насоса не должна осуществляться.
4. Насосные станции автоматических установок пожаротушения следует относить к I категории надежности действия и к I категории по степени обеспеченности подачи воды согласно [5] и по I категории надежности электроснабжения согласно [7].
5. В случае невозможности в силу местных условий обеспечить насосные установки питанием по I категории от двух независимых источников электроснабжения допускается применять для этого один источник при условии подключения к разным линиям напряжением 0,4 кВ и к разным трансформаторам двухтрансформаторной подстанции или трансформаторам двух ближайших однотрансформаторных подстанций (с устройством автоматического резервного выключателя).
6. В качестве второго независимого источника электроснабжения допускается использовать дизельэлектростанцию.
7. В качестве резервного пожарного насоса допускается использовать насос с приводом от двигателей внутреннего сгорания. Насосы с приводом от двигателей внутреннего сгорания нельзя размещать в подвальных помещениях.
8. Время выхода пожарных насосов (при автоматическом или ручном включении) на рабочий режим не должно превышать 10 мин.
9. Насосные станции следует размещать в отдельно стоящих зданиях или пристройках либо в отдельном помещении зданий на первом, цокольном или на первом подземном этаже.
10. Насосные станции должны иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу.
11. Помещение насосной станции должно быть отделено от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45 по [8].
12. Температура воздуха в помещении насосной станции должна быть от 5 до 35 °С, относительная влажность воздуха — не более 80 % при 25 °С.
13. Рабочее и аварийное освещение следует принимать согласно [9].
14. Помещение станции должно быть оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста.
15. У входа в помещение станции должно быть световое табло «Насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением.
16. Размеры насосной станции и размещение оборудования в ней следует проектировать согласно [5].
17. При определении площади помещений насосных станций ширину проходов следует принимать не менее:
- между узлами управления, между ними и стеной — 0,5 м;
- между насосами или электродвигателями — 1 м;
- между насосами или электродвигателями и стеной в заглубленных помещениях — 0,7 м, в прочих — 1 м, при этом ширина прохода со стороны электродвигателя должна быть достаточной для демонтажа ротора;
- между компрессорами или воздуходувками — 1,5 м, между ними и стеной — 1 м;
- между неподвижными выступающими частями оборудования — 0,7 м;
- перед распределительным электрическим щитом — 2 м.
Примечания:
1. Проходы вокруг оборудования, регламентируемые заводом-изготовителем, следует принимать по паспортным данным.
2. Для насосных агрегатов с диаметром нагнетательного патрубка до DN 100 включительно допускается:
- установка агрегатов у стены или на кронштейнах;
- установка двух агрегатов на одном фундаменте при расстоянии между выступающими частями агрегатов не менее 0,25 м с обеспечением вокруг сдвоенной установки проходов шириной не менее 0,7 м.